Реализация современных требований к качеству дошкольного образования.

26.03.2014 18:38

Если у меня спросят, какое время в жизни человека самое счастливое, я не задумываясь отвечу: «Дошкольная пора, и не потому что я работаю заведующей, а потому что именно эта пора наполнена ощущением радости, света, тепла, постоянного удивления и познания».

Детский сад – это особое время в развитии человека.

Неудивительно, что сегодня, когда на устах у всех разговоры о модернизации системы образования, заговорили и о самой первой ступени –дошкольное образование. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. Ясно, что речь идет не о простой смене вывески, а о начале серьезной реформы дошкольного дела в России.

Впервые в истории Российского образования разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. 

Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем  заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей есть возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. 

По сути дела, внедрение стандарта приведет к еще более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню.

Стандарт  нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству, он  направлен на поддержку любых программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.

Перед дошкольной организацией стоят определенные задачи, связанные с развитием детей, и должны быть созданы профессиональные условия для их решения. Именно эти условия должны быть предметом оценки, и тут как раз есть точный инструмент для определения, созданы они или нет. Но образовательная организация никогда не может полностью отвечать за то, будет ли достигнут результат, особенно если речь идет о дошкольниках.

На начальном этапе внедрения  ФГОС, дошкольное учреждение столкнулось с рядом проблем:

1) кадровое обеспечение 

Нужно решать вопрос профессиональной переподготовки. Безусловно,  воспитателей нужно обучать инновационным программам дошкольного образования, а для этого необходимо изменить вариативные программы повышения квалификации педагогов ДОУ. Помимо этого нужно обратить внимание на запросы родителей. Ведь они очень часто ищут для дошкольников кружки и  секции. А если воспитатель будет готов вести не только основную образовательную программу, но и дополнительные занятия, направленные на развитие речи, интеллекта, творческих способностей детей, – это было бы очень хорошо. Тогда мы могли бы освободить родителей от беготни по кружкам, а детский сад возмет на себя задачу дополнительного образования детей.  Но для того, чтобы дошкольное и дополнительное образование сошлись в рамках одного учреждения, нужно готовить педагогов по-новому.

2) отсутствие примерных общеобразовательных программ, а вследствие отсутствие методических комплексов, соответствующих требованиям ФГОС ДО

3) реорганизация современной предметно – пространственной  развивающей среды в ДОУ, что дает возможность свободного развития ребенка.

Стандарт дошкольного образования – это стандарт условий.  Очень важно в этот момент не допустить того, чтобы создание условий в детском саду не превратилось в гонку "у кого краше?" Как этого избежать? А есть один путь под названием "Содержательные рекомендации по развивающей среде". В стандарте сначала был термин "предметная среда", в данное время появился термин – "развивающая предметная среда". И это является серьезным дополнением. Нужно стараться создавать среду с пространственными трансформерами - мобильную и доступную).

Не смотря на скорость нововедений и определенные трудности, детские сады стараются не отставать от современных требований к качеству дошкольного образования.

ФГОСы, определяя цель дошкольного образования, одновременно дают нам свободу выбора ведущих направлений. Наше учреждение упор делает на два направления – «Семья» и «Здоровье».

Именно семья - основа нравственного, интеллектуального и физического здоровья ребенка. Участие родителей в воспитательно-образовательной  деятельности ДОУ – требование времени, обязанность и необходимость для успешного развития дошкольника. Наряду с традиционными мы внедряем новые формы сотрудничества. Эффективной формой считаем мастер классы с участием родителей или с участием родителей и детей, педагогические проекты с участием родителей.  Родители стали активными участниками проектов: «Любимая игрушка», "Природа вокруг нас", "Наша семья" в период реализации которых, родители могли принять участие в образовательной и игровой деятельности группы, присутствовать при проведении режимных моментов, познакомиться с организацией питания в ДОУ.  

Особое направление в работе с родителями - папы, и хотя  собрания, по-прежнему посещают мамы, зато на праздниках мы с гордостью отмечаем присутствие пап. Как не порадоваться, когда в группе сразу 24 папы! Нельзя не отметить, что и повседневную посильную помощь нам оказывают мужчины (постройка снежных городков, благоустройство участков, ремонт мебели и игрового оборудования).

Направление «Семья» находится в тесной взаимосвязи с направлением «Здоровье». Единство требований воспитателя и родителей, взаимная заинтересованность в успешном развитии ребёнка, своевременные консультации родителям - позволили нам повысить показатели здоровья наших воспитанников: значительно снизилась заболеваемость среди детей, малыши легко адаптируются к условиям детского сада, хорошие показатели посещаемости и наполняемости групп. Добиться таких показателей мы смогли только при тесном взаимодействии с семьей.

Детский сад – пространство, являющее инновационный ресурс личности и культуры в целом и  в ближайшем будущем станет не просто учреждением, а местом поддержки разнообразия  каждого ребенка.